Информационно-коммуникационная
платформа «Сферум» - это российский
коммуникационный сервис, который создан и развивается при поддержки
Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ [1]
и способствует достижение целей федерального
проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта
«Образование» [2] по модернизации и развитию системы начального общего,
основного общего и среднего общего образования. Платформа «Сферум» не заменяет традиционный урок, а призвана
сделать обучение более гибким, технологичным и удобным.
Использование ИКОП
«Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования
единой среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.
Идеи о создании и
развитии образовательной платформы возникли в 2020 году после вынужденного
перехода образовательных организаций на дистанционное обучение. Образовательным
организациям пришлось применять различные системы, в том числе зарубежные
решения с хранением персональных данных за пределами России. Они не были
предусмотрены для обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и
нарушениям учебного процесса.
Основной задачей платформы «Сферум» является помощь педагогическому
работнику в организации образовательной деятельности. Данный образовательный
ресурс не заменяет традиционное образование, а дополняет его и делает более
эффективным [3].
Преимущества использования ИКОП
«Сферум»
1.
Функциональность образовательной платформы
ИКОП «Сферум» используется для решения большого спектра учебных задач, таких как:
§
общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями, изучение мнения участников образовательного
процесса (публикация опросов и др.);
§
отправка и хранение учебных материалов;
§
организация дистанционных занятий с учащимися, в
случаях, когда посещение очных занятий невозможно (введение карантина в
образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия, участие
обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и др.);
§
повторение пройденного материала обучающимся в ходе просмотра записи урока;
§
организация внеучебной деятельности обучающихся
(проектная деятельность, проведение классных часов, экскурсий, олимпиад,
онлайн-марафонов и др.);
§
организация сетевого взаимодействия
(подключение к занятиям сотрудников иных образовательных организаций,
культурно-просветительских организаций);
§
проведение родительских собраний посредством видеоконференцсвязи;
§
трансляция концертов образовательной организации и соревнований в режиме
онлайн;
§
ведение информационного канала
образовательной организации, сообществ секций и кружков в учреждении;
§
осуществление профессионального роста и
развитие компетенций педагогических работников (участие в обучающих вебинарах,
в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);
Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики
коммуникационной платформы продолжают развитие данного сервиса.
Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет
действующий электронный журнал и дневник. Домашние задания, оценки и расписание
также продолжают размещаться педагогическими работниками в АИС «ЭПОС». Просмотр
данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и родителей также
через федеральную государственную информационную систему «Моя
школа».
2.
Платформа
является российским программным обеспечением, созданным для образовательной
сферы
Согласно действующему
законодательству при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального
задания, запрещено использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и
(или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены
и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между
пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин [3].
Под данное
ограничение на использование попадают иностранные информационные системы для
обмена сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое распространение при
организации коммуникаций педагогов с учащимися и родителями. На сайте
федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров, которые отнесены к иностранным
на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
ИКОП «Сферум»
применяется как аналог иностранных мессенджеров, которые запрещены для
использования при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального
задания, в том числе в сфере образования.
Аналогичных
федеральных государственных образовательных платформ в Российской
Федерации, созданных для коммуникации участников образовательного процесса не
создано, ИКОП «Сферум» является единственным отечественным решением
для использования в образовательной среде.
ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для
электронных вычислительных машин и баз данных (запись в реестре N 10192). Данные в Реестре российского
программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
Вычислительная
инфраструктура для обеспечения работоспособности сервиса и дата-центры
находятся в России. Разработчиком и правообладателем образовательной платформы
является российская ООО «Компания ВК», которое входит в группу компаний VK. VK осуществляет свою
операционную деятельность на территории России и действует в соответствии с
российским законодательством. VK (МКПАО «ВК»)
зарегистрирована на территории РФ -
в специальном административном районе на острове Октябрьский Калининградской
области.
3.
Безопасность
Платформа «Сферум» - это закрытое и безопасное пространство, в
чатах находятся только проверенные пользователи – учителя, обучающиеся и их
родители. Посторонние люди не могут
присоединиться к чату класса/группы. В учебном профиле нет рекламы, спама и
платных сервисов.
Присоединение обучающихся и родителей к учебным чатам образовательной
платформы возможно через личный кабинет электронного журнала и дневника АИС
«ЭПОС» либо при получении ссылки-приглашения в чат от учителя. Более детально
механизм создания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и алгоритм присоединения к
чатам описан в инструкции, а
также на сайте образовательной платформы https://sferum.ru.
Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум» не
влечет за собой регистрацию в социальной сети «ВКонтакте». Если у пользователя
уже есть аккаунт в социальной сети - он при входе в учебный профиль «Сферум» не
деанонимизируется (то есть пользователи платформы не могут переходить на
страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о существовании таковых) [5].
VK-технологии повысили уровень защиты данных: в личном
кабинете можно легко просмотреть сессии во всех сервисах со всех устройств и
завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей
безопасности VK-технологии предусматривают привязку
номера телефона и функцию подтверждения входа секретным кодом [6].
Решение об использовании электронного
образовательного ресурса при реализации
образовательных программ и организации дистанционной коммуникации в
образовательной организации принимает директор образовательной организации.
О принятом решении использовать ИКОП «Сферум» образовательная организация
информирует обучающихся и родителей
посредствам размещения информации на официальном сайте учреждения, в ходе личных
встреч и родительских собраний. В случае отказа родителей и обучающихся от
использования ИКОП «Сферум» образовательный процесс может быть организован
с использованием традиционных средств обучения по согласованию с
администрацией образовательной организации. |
Документы и нормативно-правовые
акты, регламентирующие использование коммуникационной платформы
[6] Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении
методических рекомендаций»;
Файлы
План мероприятий службы методической поддержки.pdf
О реализации мероприятий Дорожной карты.pdf
Дорожная карта внедрения ИКОП "Сферум".pdf
Методические рекомендации_Обновленные Сферум.docx